Обычный
Крупный
Очень крупный
A
A
A

Интервью / 19 дек. 2013 г.

Интервью Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Голухова Георгия Натановича в газете «Московская правда»

Московская правда

http://old.mospravda.ru/issue/2013/12/19/article38436/

Георгий ГОЛУХОВ: Мы повысили качество и доступность медицинской помощи

Наталия ПОКРОВСКАЯ

В соответствии с государственной программой "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" в поликлиниках столицы проведены техническая модернизация и реструктуризация, которая позволила улучшить эффективность и качество медицинского обслуживания. О сложностях на этом пути и перспективах системы столичного здравоохранения корреспонденту "МП" рассказал министр правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения Георгий Голухов.

- Трехуровневая система медицинского обслуживания, которая теперь действует в Москве, уже показала свои преимущества, но она вызывает и критику со стороны некоторых пациентов. Насколько она справедлива?

- Сегодня по уровню оснащенности высокотехнологичной медицинской техникой Москва не уступает столицам ведущих западноевропейских стран. Но техническая модернизация - это лишь часть проведенных нами реформ. Проведенная реструктуризация московского здравоохранения позволяет улучшить эффективность и качество медицинского обслуживания. В столице сформировано 46 амбулаторно-поликлинических учреждений для взрослых и 40 - для детей. На порядок меньше стало главврачей, бухгалтеров и прочих управленцев. Жители Москвы получили равный доступ к высокотехнологическим медицинским услугам, которые они могут получать в амбулаторных центрах - раньше такой возможности практически не было. Но все новое приживается нелегко, а особенно в такой области, как медицина, где традиции и привычки играют огромную роль.

Мы ведем большую разъяснительную работу среди пациентов и врачей. Однажды я встречался с жителями Центрального округа столицы, и разговор начался парадоксально. Мы продемонстрировали собравшимся небольшой фильм, шестиминутный ролик, о модернизации московского здравоохранения, показали один из корпусов Первой Градской больницы, рассказали, как работает наша скорая помощь, как идет поставка и модернизация медицинского оборудования в наших учреждениях, как работают врачи. Я был удивлен, когда из зала раздались крики: "Что вы нам показываете? Ничего этого нет!" В последующей трехчасовой беседе я пытался у одной пожилой женщины, которая кричала, и у еще какого-то жителя выяснить, где конкретно они не могут сделать сегодня МРТ, кто конкретно с ними грубо разговаривает, кто им отказал в лекарственных препаратах... Но ответов на эти вопросы я не получил. На следующий день мы прислали комиссию в амбулаторный центр, которым жители якобы были недовольны. Оказалось, что информация надуманная. Мы понимаем пациентов: нельзя всегда и везде быть довольным уровнем сервиса. Многое зависит от того, как человека встретили в поликлинике, улыбнулись ли ему, бросили амбулаторную карту или сказали "пожалуйста", вежливо попросили подождать или буркнули "ходят тут всякие".

Мы многое делаем, чтобы улучшить сервис для пациентов. И, чтобы снизить нынешнюю напряженность в поликлиниках, введены должности администраторов. Это люди, которые непосредственно отвечают за все, что происходит в стенах учреждения, кроме лечебного процесса. Например, если растет очередь или не работает автомат для записи к врачу - все подобные вопросы они должны оперативно и вежливо решать. В поликлиниках также создаются уголки комфортного пребывания, чтобы в случае какой-то задержки люди не стояли в коридоре, а могли присесть и отдохнуть, чтобы там работали кондиционеры.

Мне кажется, непонимание преимуществ новой системы во многом происходит от недостаточной информированности пациентов, где и какие услуги они могут получить. Особенно это касается старшего поколения. Когда люди болеют, они недовольны всем, даже изменением погоды, а уж если в поликлинике натыкаются на какую-то техническую задержку - это вызывает ужасное раздражение.

При этом только за прошлый год в лечебных учреждениях столицы зафиксировано 156 миллионов посещений. Это как если бы вся страна обратилась за помощью в наши учреждения. У нас нет мысли кому-то предъявлять претензии. Возможно, в том, что касается реформ в амбулаторно-поликлиническом звене, мы в чем-то недоработали. Людям трудно адаптироваться в изменившихся условиях. В любом случае реформы проводились и проводятся исключительно ради повышения доступности, качества оказания медицинской помощи. Сегодня, сделав определенные выводы из большого количества вопросов, которые нам адресуют пациенты, мы при всех амбулаторно-поликлинических центрах и крупных стационарах создаем общественные советы, в которые входят муниципальные депутаты, наши ветераны, жители (7 - 10 человек). Мы хотим сделать так, чтобы реформа здравоохранения встречала должное понимание у москвичей. Я убежден, что альтернативы тому, что мы делаем, нет. Все реформы проходят в русле европейских и мировых тенденций, которые доказали свою эффективность во многих странах. Сочетание высококлассных специалистов, которые есть в нашей стране, современного медицинского оборудования, современных технологических подходов обязательно даст положительный результат.

Сегодня в итоге структурных преобразований системы здравоохранения созданы детские и взрослые амбулаторно-поликлинические центры, трехуровневая система оказания медицинской помощи. Сделано это для того, чтобы приблизиться к общепринятой мировой практике, когда 70 процентов всех услуг пациенты получают в поликлиническом звене и 30 процентов в стационаре. Чтобы пациент, госпитализированный с аппендицитом, находился в стационаре не "в среднем 10 дней", а не более двух дней, а долечивался бы уже в поликлинике по месту жительства. Чтобы все жители соответствующего района получили равные возможности для доступа к высокотехнологичным медицинским услугам, диагностике на КТ, МРТ... Но наши пациенты продолжают задавать недоуменные вопросы: "Как же так, где теперь моя поликлиника, отчего так неудобно?" Если подумать, то для них ничего не изменилось в худшую сторону: как была поликлиника, так и есть. Там все осталось как есть: помощь на дому, терапевты, хирурги... Просто там больше нет главврача, главбуха, зама по гражданской обороне и пр. Но зато теперь пациенты могут получить высокотехнологичную помощь в соответствующем центре, к которому относится их поликлиника.

- Что делать с нехваткой терапевтов в поликлиниках?

- На сегодняшний день это самый болезненный вопрос, потому что терапевтов у нас всегда не хватало и не хватает. Это традиционная проблема. Ею озадачены и мэр Сергей Собянин, и вице-мэр Леонид Печатников. Постоянно на совещаниях этот вопрос разбираем. На сегодняшний день укомплектованность врачебным персоналом составляет 85 - 87 процентов. Нехватка чувствуется, но есть целый ряд мер, которые мы для себя наметили, чтобы срочно урегулировать эту ситуацию. Сегодня средний уровень заработной платы у врачей достаточно высокий - 65 тысяч рублей. Мы надеемся, что с помощью достаточно высокой заработной платы и возможности работать на современном оборудовании в модернизированных клиниках мы привлечем врачей.

- Для терапевтов в поликлиниках сегодня существует норматив приема - 12 минут на человека. Вы считаете, этого достаточно?

- Конечно, многим пациентам, когда они приходят к врачу, хочется, чтобы врач уделил им чуть ли не час. Я считаю, что для опытного врача, который окружен современной медицинской техникой, в принципе, 12 минут достаточно. В конце концов, если кому-то хочется большего комфорта в общении с врачом, есть платные медицинские услуги. Если пациенты хотят эксклюзива, индивидуального подхода, не желают ждать две недели МРТ, а сделать его завтра, - такие возможности есть в платной медицине.

- Какие сроки сегодня установлены для прохождения пациентами высокотехнологичной диагностики?

- До двух недель - этот тот показатель, которым характеризуется работа амбулаторно-поликлинического объединения. В каждом амбулаторном объединении сегодня есть для этого возможности - МРТ, ультразвук и прочее плюс дневной стационар.

- Что делать, если пациент недоволен своим участковым врачом-терапевтом?

- Когда мы говорим "амбулаторный центр", мы понимаем, что это центр, который включает в себя несколько поликлиник под единым управлением. В среднем к такому центру прикреплено 200 - 250 тысяч человек. Пациент может раз в год прикрепиться и к другому амбулаторно-поликлиническому центру, может поменять врача. В этом нет никаких юридических проблем. Кстати, должен сказать, что пациентов, недовольных своим лечащим врачом, крайне мало.

- Почему попасть на прием к специалисту теперь можно, только посетив сначала терапевта?

- Но весь мир так работает. Другое дело, что "заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет"... К терапевту должен прийти первичный пациент с неясным диагнозом, и терапевт должен либо сам оказать помощь (если это ОРЗ), либо отправить его к специалисту. Если же специалист взял пациента на учет, то, чтобы попасть к этому врачу повторно, ему уже не надо опять навещать терапевта. К сожалению, некоторые врачи "на местах" этого не понимают.

Тем не менее во всем мире плановый прием осуществляется только по записи. Например, в Великобритании, чтобы попасть к врачу кардиологу, иногда нужно ждать шесть месяцев, есть такие цифры... С другой стороны, если у вас есть экстренные показания, никакой врач вам не вправе отказать в приеме, вплоть до приемного отделения больницы. Вам всегда окажут помощь и, в случае необходимости, госпитализируют.

- Некоторые пациенты, особенно пожилые, иногда недовольны, что, по их мнению, их теперь "недолечивают" в больницах и отправляют домой под динамическое наблюдение...

- У нас больницы зачастую заняты просто уходом. Так продолжаться не может. Медицина - это слишком дорого. Во всем мире соотношение между амбулаторной и стационарной помощью - 70 на 30. У нас - ровно наоборот. Такое положение вещей надо менять.

- У некоторых членов общества есть страх, что бесплатная государственная медицина перерождается в платную. Насколько верны эти опасения?

- На самом деле платной медицины в Москве очень мало - примерно два процента медицинских услуг можно отнести к платной медицине. В подавляющем большинстве случаев бесплатная государственная медицина работает на существенно более высоком уровне, чем платная. Медицина - штука капиталоемкая, и очень немногие владельцы частных клиник могут себе позволить вложить реально большие средства в то, чтобы оказывать помощь на должном современном уровне. Да, у них лучше оформлены интерьеры и в регистратуре всегда улыбаются, но платная медицина пока не конкурентоспособна по отношению к бесплатной, муниципальной, и так будет продолжаться еще достаточно долго. С другой стороны, нужно сказать, что вся наша медицина - платная. За все платит государство, но делает это из денег налогоплательщика, из наших с вами денег. Государство гарантирует услуги, которые абсолютно необходимы, которые мы называем системой государственных гарантий. В Москве по ОМС на каждого пациента приходится финансирование в размере примерно 9 тысяч рублей в год. Деньги, которые находятся в территориальном фонде, распределяются на 12 миллионов застрахованных. Но хитрость в том, что страховая медицина использует и деньги тех, кто редко или никогда не обращается к врачу. Те, кто часто болеет, фактически лечатся за счет здоровых.

- По опросам москвичей, положительно оценивают работу поликлиник - 38%, отрицательно - 39%. Наиболее благосклонны москвичи к службе скорой помощи - здесь положительная оценка превышает 60%. Почему население больше всего довольно скорой помощью и недовольно поликлиниками?

- Не все помнят, но в девяностые годы в службе скорой были огромные скандалы в связи с низкими зарплатами, алкоголизмом сотрудников, проблемами с наркотиками и так далее. Сегодня сделан огромный шаг вперед. Московским медикам не стыдно за скорую помощь, которую теперь заслуженно принято называть "бриллиантом московского здравоохранения".

Что касается поликлиник, если исключить случаи банального хамства со стороны медработников, основные проблемы там связаны с очередями, скученностью, одним словом, с перегруженностью этих учреждений. Некоторые из них работают с двойной от запланированной нагрузкой! Поэтому мэр Москвы Сергей Собянин принял по поликлиникам адресную инвестиционную программу. По этой новой программе в ближайшие три года будут строиться 50 поликлиник - для того чтобы снять или снизить нагрузку на действующие поликлиники, обеспечить пациентам более комфортные условия.

Мы уже повысили и дальше будем повышать качество и доступность медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной. А к 2016 году перед нами стоит задача заслужить своей работой положительное отношение не менее 70 процентов москвичей.

Вход в систему

Чтобы оставлять комментарии, Вам
необходимо войти в личный кабинет.

Расширенное меню

Отзыв о работе сайта

Отзывы собираются анонимно и предназначены для поиска ошибок на сайте. Ответы на отзывы не предусмотрены.

Для обращения в Департамент здравоохранения:
http://dzdrav.mos.ru/contacts/reception/

Спасибо!