Обычный
Крупный
Очень крупный
A
A
A

Интервью / 26 янв. 2016 г.

Первый заместитель руководителя ДЗМ Валерий Павлов в интервью информационному агентству «Интерфакс» рассказал о новой модели здравоохранения столицы и гарантиях финансово-экономической стабильности работы медицинских организаций города

Первый заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы Валерий Павлов в интервью информационному агентству «Интерфакс» рассказал о новой модели здравоохранения столицы и гарантиях финансово-экономической стабильности работы медицинских организаций города

- Валерий Валентинович, какие направления деятельности столичного здравоохранения Вы курируете в новой должности первого заместителя руководителя Департамента?

- Первое направление – формирование и исполнение бюджета отрасли, а это на сегодня по Департаменту здравоохранения города Москвы - 184,5 млрд рублей. С учетом средств ОМС и расходов других департаментов на здравоохранение – 317,4 млрд рублей. Одновременно я координирую и вопросы организации финансового контроля. По итогам 2015 года нами было возвращено в городской бюджет использованных не по назначению средств на общую сумму 95,7 млн рублей. Вместе с тем должен отметить: финансовая дисциплина столичных медицинских учреждений неизменно улучшается, что отмечает в своих документах Главконтроль Москвы. Это обусловлено и тем, что мы делаем акцент в своей работе на профилактику различных нарушений.

Второе направление – это формирование территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Это ключевой документ, согласно которому живет и работает вся система.

И, наконец, важнейший блок работы состоит во взаимодействии с Московским городским фондом обязательного медицинского страхования (МГФОМС) в части финансово-экономической составляющей, совершенствования тарифов на медицинские услуги, сбалансированности этих тарифов.

В целом получается очень большой и ответственный спектр задач.

- Давайте начнем с глобального вопроса – переход от бюджетно-сметного принципа финансирования медицины к финансированию через каналы ОМС: в этом больше плюсов или минусов?

- Начнем с того, что в условиях страховой медицины сегодня живет целый ряд стран с развитой системой здравоохранения. Отличие такой модели состоит в более ответственном и эффективном отношении к вопросам оказания медицинской помощи.

Что это дает медицинским организациям? В первую очередь, определенную самостоятельность в выборе приоритетов и способов развития больниц или поликлиники. Если при сметно-бюджетном финансировании учреждения могли использовать средства в пределах доведенных объемов и только на цели, на которые они доводились, то при переходе на финансовое обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования медицинские организации получили возможность получать средства за фактически оказанные медицинские услуги в соответствии с утвержденными стандартами и порядками оказания медпомощи

Для пациента такая модель призвана повысить качество оказываемой медицинской помощи через внедрение механизмов конкуренции, что мы сегодня, например, наблюдаем в возможности свободного выбора поликлиники, где удобно обслуживаться самому пациенту. А уже финансирование идет вслед за ним.

Конечно, руководству медицинских организаций пришлось пройти через мировоззренческую «перезагрузку», поскольку результативность работы сегодня зависит не от административных возможностей того или иного главного врача, а базируется на совершенно четких показателях, связанных с объемами и качеством медицинской помощи пациентам. И каждый руководитель может и должен «считать» эффективность работы медорганизации и каждого отдельного сотрудника.

Отдельный вопрос – это, конечно, работа страховых медицинских организаций. Не случайно президент России в своем ежегодном послании Федеральному собранию достаточно жестко указал, что прямая обязанность страховых компаний, работающих в системе ОМС, – отстаивать права пациентов, в том числе при необоснованных отказах в оказании бесплатной медицинской помощи. Если страховая организация этого не делает, она должна нести ответственность, вплоть до запрета работать в системе ОМС.

К сожалению, не всегда страховые организации заинтересованы в объективной проверке качества оказания медицинской помощи. Бывают случаи, когда собственные интересы идут вразрез с интересами отраслевого развития, пациента. В экспертной среде даже сформировалось крайнее мнение, что обязательный и всеобщий характер страхования, одно и то же покрытие, одна и та же цена привело в ряде стран к решению использовать страховую модель с единым страховщиком. В любом случае слова главы государства – это значимый сигнал, и Министерство здравоохранения России заявило о готовности совершенствовать работу в этом направлении.

- И все-таки многие специалисты придерживаются мнения, что дорогостоящие виды помощи, например онкологию, следует поддерживать и бюджетными деньгами. Они не правы?

- Да, вопрос финансового обеспечения отдельных высокозатратных видов медицинской помощи стоит на повестке дня, и правительством Москвы принимаются меры к их дополнительному финансовому обеспечению.

Из средств бюджета города Москвы в 2015 году на приобретение дорогостоящих лекарственных препаратов, имеющих наибольший положительный эффект и минимальное побочное действие, в том числе для лечения онкологических заболеваний, было направлено 1 331,4 млн рублей. В 2016 году на указанные цели в бюджете города Москвы предусмотрены средства в сумме – 1 945,2 млн рублей (рост в 1,47 раза).

Кроме того, за счет средств городского бюджета на 2016 год предусмотрено увеличение объемов, направляемых на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи, – 5 млрд рублей или на 2,5 млрд рублей выше, чем в 2015 году.

Средства увеличены для проведения дорогостоящих операций, в том числе по профилю «онкология», для проведения лучевой терапии с применением метода 3D-моделирования – 500 млн рублей, для проведения исследований и хирургических операций на аппарате «Гамма-нож» – более 50 млн рублей.

- Многие опасаются, что в связи с изменением курса основных валют по отношению к рублю могут возникнуть серьезные проблемы с расходниками к импортному оборудованию, в лекарственном обеспечении и так далее? Оправданны ли такие опасения?

- Происходящие изменения в экономике страны, отражающиеся на колебании валют, конечно же, неблагоприятно сказываются на организации закупок лекарственных препаратов и расходных материалов импортного производства, по которым в настоящее время отсутствуют российские аналоги.

Данный негативный фактор был учтен при формировании бюджета города Москвы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, в котором заложена индексация на закупку лекарственных препаратов и медицинского расходного материала.

Кроме того, проведена индексация расходов бюджета и по другим видам расходов, таким как: питание, проведение скрининговых исследований, приобретение оборудования.

В любом случае город и Департамент приложат все усилия, чтобы выполнить свои обязательства перед москвичами в полном объеме.

- Достаточно остро обсуждается тема тарифов ОМС на медицинские услуги. Говорят, что они низкие и разбалансированные. Что-то делается для того, чтобы они были адекватными и сбалансированными?

- Вы затронули очень важный вопрос, и в прошедшем году мы в сотрудничестве с МГФОМС вывели эту работу на качественно новый уровень.

Совместно с главными врачами городских стационаров и поликлиник проведен анализ и тщательно проработан вопрос тарифов на медицинские услуги по таким направлениям, как болезни хирургического профиля, болезни системы кровообращения, травматология и ортопедия, онкология, в том числе оказываемых в детских стационарах. Совместно пришли к выводу, что тарифы требуют корректировки. Для повышения качества оказания медицинской помощи москвичам город нашел средства и возможности поддержать медицинские организации. В результате было принято решение об увеличении с 1 июля 2015 года тарифов по 80 медицинским услугам. Повышенные тарифы пролонгированы на 2016 год.

- А как это выражается в конкретных цифрах?

- В результате проведенной работы тарифы по отдельным медицинским направлениям существенно возросли. Так, дополнительные поступления стационарным учреждениям при оказании медицинских услуг за каждый страховой случай составили: при легочных заболеваниях – 19-30 тыс. рублей (в 1,7-2,0 раза), при хронических заболеваниях (гепатит, цирроз, колит) – 30-55 тыс. рублей (в 1,9-2,3 раза), при гнойных и воспалительных заболеваниях – 7-47 тыс. рублей (в 1,3-1,9 раза) и др.

Значительно выросли поступления лечебным учреждениям при проведении хирургического лечения раковых заболеваний (рак пищевода, желудка, поджелудочной железы) от 80 до 130 тыс. рублей (в 2-2,5 раза).

В 2,8 раза, почти на 300 тыс. рублей, вырос тариф на оказание медицинской помощи в случае тяжелых распространенных глубоких ожогов и обморожений.

Не остались без внимания и детские стационары. Так, дополнительные поступления за оказанные медицинские услуги при лечении глазных болезней составили – 58-100 тыс. рублей (в 2,2-3,1 раза), при переломах, травмах – от 35 до 113 тыс. рублей (в 1,3-2,1 раза) и др.

Принятое решение не только открыло возможности для повышения качества оказания медицинской помощи москвичам, но и выделило приоритетные направления ее совершенствования. И таких направлений не два или три, а 80.

Одновременно было принято решение о повышении подушевого норматива финансирования для городских поликлиник, в среднем на 14%, что открыло дополнительные возможности для улучшения деятельности лечебных учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению.

Кроме того, для совершенствования политики применения тарифов ОМС в настоящее время Департаментом здравоохранения города Москвы совместно с МГФОМС прорабатывается вопрос о переходе в стационарах на оплату по клинико-статистическим группам заболеваний.

В Москве в 2016 году будет реализовываться пилотный проект в отдельных учреждениях (прошедших отбор) по применению клинико-статистических групп, внедрение которых запланировано в 2017 году.

- Расскажите об этом немного подробнее…

- Данная инициатива реализуется Министерством здравоохранения Российской Федерации и направлена на стимулирование оказания более качественной медицинской помощи. Эта работа будет вестись совместно с Московским городским фондом обязательного медицинского страхования.

При такой системе оплата будет производиться дифференцированно, т. е. в зависимости от затратоемкости конкретных клинико-статистических групп. Иначе говоря, будут учитываться расходы в зависимости от уровня затрат, сложности лечения пациентов.

Затратоемкость будет учитываться путем следующих коэффициентов: относительной затратоемкости, управленческого уровня оказания помощи и сложности курации (ведения) пациента.

- Увеличилась ли самостоятельность медицинских организаций - больниц, поликлиник? Например, в начислении заработной платы, стимулировании работы врача? Почему зарплата отличается в разных лечебных учреждениях?

- Это очень важный вопрос. Хочу напомнить, что в соответствии с Трудовым кодексом система оплаты труда работников медицинских организаций и ее порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, которые согласуются с профсоюзом.

В рамках эффективного контракта стимулирующие выплаты, в том числе премии и надбавки за эффективность, устанавливаются в соответствии с положениями об оплате труда работников медицинских организаций с учётом выполнения определенных показателей и конкретизированы в трудовых договорах работников.

Далее, оплата труда медицинских работников отличается в зависимости от сложности, качества выполняемых работ, а также эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

При этом каждая медицинская организация самостоятельно разрабатывает показатели эффективности деятельности работников, исходя из различных критериев: удовлетворенности граждан качеством оказания медицинской помощи, отсутствием обоснованных жалоб, соблюдением трудовой дисциплины и профессиональной этики и других.

Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, качества выполняемой работы, продолжительности фактически отработанного времени. В этой связи она может отличаться как от заработной платы других сотрудников учреждения, так и других учреждений.

Подводя итоги, хочу сказать, что зарплата в целом определяется качеством работы конкретного медицинского работника и результатами деятельности медицинского учреждения, сотрудником которого он является.

- Какие меры контроля в этом отношении осуществляет Департамент? Например, чтобы деньги шли прежде всего на лечение пациентов, а не на закупку дорогостоящей мебели в кабинет главврача или чтобы зарплата главврача не отличалась в десятки раз от зарплаты рядового медработника?

- Оплата труда руководителя медицинской организации состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат и определяется в кратном размере от средней заработной платы работников учреждения, относящихся к основному персоналу. Таким образом, главный врач заинтересован в повышении заработной платы своих сотрудников – врачей.

В соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений предельное соотношение средней заработной платы руководителей и работников учреждения устанавливается в определенной кратности с учетом сложности и объема выполняемой работы (уровень оказания медицинской помощи, коечный фонд учреждения, численность прикрепленного к учреждению населения, количество сотрудников и др.). Соответственно, ДЗМ придерживается данных рекомендаций, и ни один руководитель в настоящее время не получает зарплату выше установленного.

Для контроля эффективности расходов медицинских организаций, подведомственных Департаменту, создана и постоянно действует рабочая группа. Она контролирует закупку товарно-материальных ценностей, в том числе лекарственных препаратов, расходных материалов, мебели (кровати, тумбочки, перевозки для маломобильных пациентов) и необходимых лечебным учреждениям услуг (ремонт, уборка, стирка белья и т.п.). Большинство закупок проводится централизованно Департаментом или на совместных с лечебным учреждением торгах. Принципиально важно, что закупки медицинского назначения в абсолютном приоритете. Рабочая группа Департамента здравоохранения города Москвы рассматривает все поступающие предложения по закупкам от лечебных учреждений на предмет их эффективности и необходимости.

- Есть мнение, что в создаваемой системе медицины финансово-экономические показатели доминируют по отношению к непосредственно медицинским, больницам и поликлиникам ставятся задачи по развитию платных услуг в ущерб бесплатным. Так ли это?

- Давайте обратимся к фактам. Объем платных услуг составляет в настоящее время лишь три процента от оборота медицинских учреждений. И значительная часть здесь состоит в "легализации" денег – сегодня их можно отдать в кассу и получить гарантию качества лечения.

Осуществление медицинской организацией платной деятельности не влияет на объемы финансового обеспечения медицинской организации в рамках реализации Территориальной программы государственных гарантии оказания бесплатной медицинской помощи в городе Москве.

Департамент здравоохранения города Москвы согласовывает для каждого учреждения перечень услуг, которые учреждение может оказывать за плату, и контролирует порядок предоставления такого рода услуг. По всем фактам взимания или попытки взимания с граждан платы за виды помощи, которые пациент вправе получить бесплатно, проводятся проверки и принимаются необходимые меры реагирования.

- Что и почему будет самым важным в 2016 году?

- Самое главное для нашего блока – это гарантировать финансово-экономическую стабильность работы отрасли и наших медицинских и обеспечивающих организаций. Считаю, что заложенные объемы финансирования позволяют гарантировать реализацию этой главной задачи.

С точки зрения совершенствования системы финансирования – это, как я уже говорил, переход на систему клинико-статистических групп и создание системы мотивации к повышению качества работы при подушевом финансировании поликлиник. В стационарах это расширение возможностей использования форм и методов лечения, апробированных за рубежом, например стационара кратковременного пребывания. Надеюсь, что за счет этих и ряда других мер удастся существенно сократить сроки ожидания плановых операций.

В целом направлений много, но имеющийся базис устойчивости столичного бюджета позволяет говорить о том, что все поставленные цели являются достижимыми.

Вход в систему

Чтобы оставлять комментарии, Вам
необходимо войти в личный кабинет.

Расширенное меню

Отзыв о работе сайта

Отзывы собираются анонимно и предназначены для поиска ошибок на сайте. Ответы на отзывы не предусмотрены.

Для обращения в Департамент здравоохранения:
http://dzdrav.mos.ru/contacts/reception/

Спасибо!