Обычный
Крупный
Очень крупный
A
A
A

Интервью / 14 мар. 2018 г.

«Лечить патологию позвоночника эффективнее у нас, чем за границей»

За последние 5 лет в Москве был открыт целый ряд специализированных центров по оказанию помощи в самых разных сферах медицины. Один из них, Московский городской спинальный нейрохирургический центр, по праву считается гордостью системы московского здравоохранения. Отличительные черты центра – высокотехнологичное, современное оборудование, яркая команда увлеченных профессиональных медиков и уникальная, не имеющая аналогов система, позволяющая пациенту получить весь комплекс необходимых медицинских услуг в стенах одной организации.

О том, как и почему был создан городской спинальный центр, каковы принципы его работы, почему сюда приезжают лечиться пациенты из Израиля, рассказывает руководитель центра Дмитрий Николаевич Дзукаев.

Как получилось, что самый высокотехнологичный, передовой спинальный центр возник именно на базе городской больницы №67?

История создания центра не совсем типична. Часто бывает, что какой-либо специализированный центр создается «сверху», по указанию руководства, когда уже всеми осознана необходимость систематизировать ту или иную сферу медицины. У нас было наоборот: в течение последних десяти лет мы целенаправленно работали над тем, чтобы выстроить систему оказания помощи пациентам с дегенеративными заболеваниями позвоночника и спинальными травмами, что называется, «под ключ» - то есть от постановки диагноза и до этапа длительной, системной постоперационной реабилитации.

В 2013 году мы выступили перед Департаментом здравоохранения Москвы с отчетом о проделанной работе, и руководство приняло решение: это же готовый центр! На тот момент, действительно, в нашей больнице было все необходимое оборудование для диагностики, отличные современные операционные, сплоченная команда квалифицированных сотрудников, и что самое главное – была придумана и опробована полноценная система оказания помощи, налажена сквозная связь между специалистами. В общем, наш спинальный центр возник, скажем так, естественным путем, на базе многопрофильной больницы, силами полной энтузиазма команды.

Без каких условий специализированный центр не мог бы появиться?

Есть четыре основных столпа: современная диагностическая аппаратура, профессиональные специалисты, четко продуманная технология и возможности для постоперационного сопровождения. Однако большую роль в истории создания подобного центра играет и конкретная личность. Уверен, созданию нашего центра в многом способствовал приход новой руководящей команды в Департамент здравоохранения. С этого момента у нас появилось больше возможностей двигаться в сторону пациент-ориентированного подхода.

В чем основная особенность Вашего центра – оборудование, технология, подход?

Центр уникален тем, что пациент с дегенеративным заболеванием или травмой позвоночника получает здесь полный спектр медицинской помощи. Ему не нужно искать других специалистов: все консультации назначаются и проводятся здесь. При желании можно провести прямо в центре необходимые диагностические исследования, не обращаясь ни в поликлиники, ни в другие медицинские организации. Это же касается и постоперационной реабилитации: весь полный курс вы получаете здесь. Судя по моему личному опыту, а также по отзывам наших пациентов, аналогов этого центра нет нигде в России, да и в мире подобных медицинских центров совсем немного.

Ну а достигается эта большая цель при помощи и оборудования, и технологии, и принятого всей командой подхода, и выстроенной нами системой оказания помощи пациентам.

Ваш центр создан в первую очередь для пациентов, которым показана хирургическая операция на позвоночнике. А какова современная тенденция в медицине – стремиться обойтись без хирургического вмешательства, или, наоборот, делать выбор в пользу операции?

В вопросах спинальной хирургии никаких универсальных рецептов и алгоритмов быть не может: все сугубо индивидуально. Обычно решение принимается на первой консультации пациента в нашем консультативно-диагностическом отделении: специалист выслушивает пациента, изучает данные исследований принимает решение, показана ли операция данному конкретному пациенту.

Мы с коллегами мыслим так: заболевание – это наш противник. Прежде чем вступать в схватку, внимательно оцениваем его силы и определяемся, как с ним договориться: решить задачу путем мирных переговоров, или принять решительные меры. Если заболевание требует хирургического вмешательства – значит, пациент обратился по адресу, мы назначаем срок операции и продумываем программу реабилитации.

Но во многих случаях операции можно избежать. Следовательно, нужно «договариваться мирным путем»: использовать различные консервативные методы лечения, включая массажи, физиотерапевтические манипуляции, корректировку образа жизни и т.д. На этот случай у наших специалистов есть подробный перечень организаций, в которые мы рекомендуем обратиться за помощью. В каждом отдельном случае нам важнее всего результат: уж точно нет никакой необходимости оперировать всех, кто жалуется на позвоночник.

Как много пациентов обращаются в Центр ежегодно?

В среднем в нашем центре наблюдается около 2000 пациентов ежегодно, из них более 900 бывают прооперированы и проходят курс реабилитации. Через консультативно-диагностическое отделение проходит в день в среднем от 10 до 20 пациентов с жалобами на боли в спине, со спинальными травмами и т.д.

Часто в работе специализированного центра решающую роль играют кадры. Не ощущаете ли вы нехватки специалистов?

При создании центра мы не расширяли штата, у нас к этому моменту уже была полноценная команда специалистов, очень профессиональных, и, что самое главное, разделяющих наши убеждения в области подхода к оказанию помощи. Можно смело сказать, что за эти годы сформировалась определенная медицинская школа; многие представители этой школы уже не состоят в нашем центре, они сделали следующий шаг и теперь реализуют наш подход в разных регионах России. Приятно, что многие наши врачи до сих пор ощущают связь с нашим центром, считают себя его частью. Между тем, в нашем Центре подросло новое поколение специалистов, сформировалась обновленная команда, которая точно не менее сильна, чем прежняя.

Расскажите подробнее о том, как в вашем центре выстроена система постоперационной реабилитации.

Можно сказать, что реабилитация в нашем центре начинается даже до хирургической операции. Уже накануне пациент получает первые указания от инструктора о том, как себя вести, как двигаться после операции. Пациент знакомится со специалистом в области реабилитации заранее, ему рассказывают обо всех этапах предстоящей работы.

Уже в первый день после операции начинаются активные реабилитационные мероприятия: мы показываем пациенту простейшие упражнения, помогаем ему принимать правильные позы. Как правило, пациент выписывается на седьмой день после операции – и за это время он успевает пройти первичный курс реабилитации. Кроме того, он получает «домашнее задание» - курс упражнений, который необходимо выполнять дома, и подробную инструкцию о том, как их выполнять.

После выписки пациент не выпадает из поля нашего внимания: мы продолжаем следить за его состоянием. Как правило, спустя месяц после операции он снова приходит на прием к лечащему врачу в наш Центр, где получает новый курс реабилитации – в условиях стационара или амбулаторно, в виде подробных инструкций.

Существует и третий курс реабилитации, можно сказать, «для продвинутых пациентов». Он особенно актуален для тех, кто хочет полностью восстановиться после операции, например – для профессиональных спортсменов. Для них мы разрабатываем подробные и длительные индивидуальные программы реабилитации, позволяющие возвращать их в сферу спорта высоких достижений.

То есть, можно сказать, что теперь незачем ехать за границу, чтобы восстановить здоровье после операции на позвоночнике?

Безусловно, незачем, тем более что вы вряд ли найдете медицинскую организацию, где вам будет предоставлена помощь на том же уровне, что и у нас. Наоборот, в последние годы мы наблюдаем обратную тенденцию: в наш центр стали приезжать пациенты из других стран – например, из Израиля.

Сложно ли москвичу получить помощь в вашем центре?

Подчеркиваю: москвичи получают лечение в нашем центре бесплатно, по программе ОМС. Первичная консультация доступна каждому гражданину, достигшему 18 лет, имеющему московскую прописку и полис ОМС. Для этого необязательно получать направлений от районного терапевта или хирурга-ортопеда: можно сразу позвонить в регистратуру нашего консультативно-диагностического отдела и записаться на прием.

Более того: на сайте больницы указан электронный адрес, по которому наши специалисты проводят консультацию дистанционно. Пациент пишет нам письмо, рассказывает о своих жалобах и прилагает запись свежих результатов МРТ. На основании этой информации наши врачи могут установить, требуется ли пациенту хирургическая операция на позвоночнике, или можно ограничиться консервативным лечением, которое ему могут предоставить другие медицинские организации.

Несмотря на впечатляющие успехи центра, пациентов с травмами и дегенеративными заболеваниями позвоночника гораздо больше. Как вы справляетесь с этой проблемой?

Сам по себе центр вполне успешно справляется с поставленной задачей. Трудности возникают в тот момент, когда пациент желает во что бы то ни стало попасть на консультацию к конкретному врачу. Мы не можем отказать ему в этом, однако предупреждаем, что срок ожидания может составить недели и даже месяцы. Во всем мире это обычная практика: в Европе лист ожидания на консультацию авторитетного врача может составлять до полугода.

К счастью, многим пациентам важно лечиться именно в нашем центре: они понимают, что, если врач находится в команде Дзукаева, значит, ему можно безоговорочно доверять. В таком случае пациент получит необходимую помощь намного быстрее.

Нужно понимать, что в Москве, кроме нашего центра, есть целый ряд больниц, где с успехом проводят операции на позвоночнике. Если ситуация самим пациентом расценивается как срочная, у него нет никакой необходимости ждать нас.

Если бы сейчас у вас была возможность расширить центр до любых масштабов, чтобы оказывать помощь еще большему числу пациентов – в каком направлении вы стали бы расширяться, и в каком масштабе?

Сейчас потенциальное расширение для нас связано не с количественными, а с качественными изменениями. То есть, не так остро стоит задача увеличить число коек или персонала. Важнее подняться на новую технологическую ступень, усовершенствовать имеющееся оборудование – и тогда мы сможем принимать еще больше пациентов, оказывать еще более эффективную помощь.

И тогда пациенты будут избавлены от необходимости, например, ждать своей очереди на операцию?

Этого ни одна клиника не может гарантировать, даже если увеличить число коек в пять раз. Дело в том, что всегда, при любых обстоятельствах будут появляться пациенты, которым нужна экстренная помощь. В настоящий момент мы отдаем приоритет в пользу тех больных, которые не могут долго ждать. Это почти всегда сопряжено с форс-мажором: например, каждую пятницу мы обсуждаем итоги недели и определяем, какие из пациентов должны быть прооперированы на следующей неделе. Однако за выходные в больницу может поступить пациент с острой травмой, для которого дорог каждый час – следовательно, мы должны будем пересмотреть приоритеты. Кому-то из пациентов, ожидающих операции, придется подождать еще немного.

Проблему недовольства пациентов не разрешить наращиванием мощностей: это вопрос человеческой культуры и воспитания. Приятно, когда пациент разумно оценивает ситуацию, доверяет врачам и понимает, что они корректируют план не по своему желанию, а исходя из объективных медицинских данных.

Если возникает необходимость срочно изменить порядок оперируемых, кто и как принимает решение о корректировке плана?

Информация о каждом нашем пациенте доносится до руководителя центра. Решение о том, кому из пациентов операция требуется как можно скорее, принимается руководителем, исходя исключительно из медицинских показателей. Все данные о пациентах занесены в единую базу данных; каждую неделю мы выбираем наиболее неотложные случаи и вместе их обсуждаем.

Часто от дегенеративных заболеваний позвоночника страдают пациенты старше 60, 70 лет. Как правило, у них уже диагностирован целый ряд других хронических заболеваний, которые являются дополнительными факторами риска при операции на позвоночнике. Оперируете ли вы таких пациентов?

В свое время, находясь в командировках в Европе, я удивлялся тому, что там сложные операции на позвоночнике делают пациентам и в 75, и в 80 лет. На самом деле в этом есть свой смысл: пожилым людям крайне важно сохранять высокое качество жизни, а проблемы с позвоночником существенно снижают их возможности. Поэтому, в нашем центре мы делаем выбор в пользу того, чтобы оперировать пациентов преклонного возраста, но с учетом всех рисков.

Уникальность нашего центра в том, что он является структурным подразделением крупной многопрофильной больницы. Это дает нам возможность полноценно обследовать пациента, прибегая к помощи кардиологов, неврологов, терапевтов. При необходимости мы собираем консилиум, на котором принимается решение о целесообразности операции и о том, каким образом ее следует провести, чтобы минимизировать риски.

В целом, я считаю очень важным не забывать о качестве жизни пациента, даже если он в силу возраста или имеющихся хронических заболеваний оказывается в группе риска. Зачастую пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями отказывают в операции, но при этом состояние его позвоночника не позволяет ему ходить. Мы убеждены, что в этой ситуации все равно нужно изыскивать способ, чтобы поставить пациента на ноги.

Известна практика, когда специализированные медицинские центры сотрудничают с московской службой Скорой помощи, чтобы «острые» пациенты попадали именно туда, где им окажут наиболее квалифицированную помощь. Есть ли подобная договоренность по поводу вашего центра?

В настоящий момент в городе ведется серьезная работа в этом направлении, и мы принимаем в ней участие: очень важно систематизировать каналы госпитализации для пациентов с острой спинальной травмой. Нельзя сказать, что сейчас каждый такой пациент автоматически попадает к нам. В случаях, когда это необходимо, осуществляется перевод пациента со спинальной травмой из других больниц в наш центр.

Вход в систему

Чтобы оставлять комментарии, Вам
необходимо войти в личный кабинет.

Расширенное меню

Отзыв о работе сайта

Отзывы собираются анонимно и предназначены для поиска ошибок на сайте. Ответы на отзывы не предусмотрены.

Для обращения в Департамент здравоохранения:
http://dzdrav.mos.ru/contacts/reception/

Спасибо!