Обычный
Крупный
Очень крупный
A
A
A

Интервью / 23 мая 2018 г.

Сегодня недоношенность – это не приговор для ребенка!

Перинатальный центр при городской клинической больнице №70 имени Е.О. Мухина – уникальная медицинская организация в структуре ДЗМ. Здесь оказывается полный спектр видов медицинской помощи женщинам и детям – от планирования и ведения беременности до реабилитации новорожденных с любыми осложнениями перинатального периода. Ежегодно в акушерском стационаре центра происходит свыше 5000 родов, а лечение в педиатрическом стационаре получают более 1500 новорожденных – не только рожденных в Центре, но и поступивших из других роддомов Москвы.

Перинатальный центр – это университетская клиника кафедры госпитальной педиатрии № 2 педиатрического факультета РНИМУ имени Н. И. Пирогова. Мы беседуем с руководителем центра, заведующей кафедрой госпитальной педиатрии №2, деканом педиатрического факультета РНИМУ, доктором медицинских наук, профессором, заслуженным врачом Российской Федерации Лидией Ивановной Ильенко.

- Перинатальная медицина – это уникальная сфера на стыке акушерства и гинекологии с педиатрией. У специалистов нашего центра особый профессиональный взгляд, направленный не только на будущую мать, но и на внутриутробного пациента. Для нас еще не родившийся ребенок – это пациент.

Как работает перинатальный центр, какого рода помощь получают пациенты?

Для того, чтобы обеспечить правильную работу перинатального центра, необходима непрерывная цепь наблюдения и помощи. В лучшем случае, наблюдение начинается еще до наступления беременности, затем, если возникает угроза прерывания беременности, пациентка направляется в отделение патологии. Здесь наша задача – максимальное продление срока беременности. Особое внимание уделяется случаям неблагоприятного вхождения в беременность. Число этих случаев не уменьшается.

Далее, ребенок родился – и, если это преждевременные роды или какое-либо другое осложнение, ему нужна особая помощь. Для этого у нас есть хорошо оснащенные реанимационные отделения.

Одним из событий к 50-летию перинатального… Одной из вех стало открытие на базе нашей многопрофильной взрослой больницы отделение патологии новорожденных.

То есть, из родильного дома детей при необходимости сразу переводили в отделение реанимации, затем патологии, затем реабилитации. Транспортировка ребенка из одного стационара в другой – это по сути медицинская эвакуация, для любого пациента она протекает достаточно тяжело и сопряжена с рисками, не говоря уже о новорожденных. А перевод ребенка в другой отделение той же больницы проходит сравнительно безболезненно, практически «с рук на руки». Кроме того, мы делаем все возможное, чтобы на всех этапах обеспечить совместное пребывание в стационаре матери и ребенка. Это позволяет наладить грудное вскармливание, дать матери все необходимые знания об особенностях ее ребенка и о том, какой конкретно уход нужен именно ему.


И вот, наш маленький пациент стабилизирован, он уже может самостоятельно дышать, набирает вес – но ему все еще нужно пристальное внимание и особая медицинская помощь. Тогда он оказывается в отделении реабилитации, где он лежит вместе с мамой и где на его благо используется весь комплекс современных методик. Естественно, программа реабилитации подбирается для каждого ребенка индивидуально. Уже выписавшись домой, ребенок остается под нашим наблюдением, он приходит к специалистам в наш консультативно-диагностический центр. его наблюдают врачи, которые уже все знают о том, каким он родился, с какими трудностями ему пришлось справляться.

Есть ли какой-то базовый принцип, которым руководствуются сотрудники Центра?

Основной принцип – профессиональный, современный подход к лечению, доброжелательное отношение к пациентам и их родителям, и конечно – максимально индивидуализированные подходы к выхаживанию детей. Существуют отработанные рекомендованные стандарты лечения маленьких пациентов, но не существует единой тактики по выхаживанию и реабилитации, созданию условий, двигательному режиму, так как у каждого ребенка свой сценарий развития, связанный со множеством разных факторов, в том числе и перинатальных.

В частности, в настоящий момент все подразделения нашего центра готовятся к тому, чтобы получить международное звание ЮНИСЕФ Учреждения доброжелательного отношения к ребенку – причем, звание будет присвоено не одному отделению, а всему перинатальному центру в целом. Основные условия для получения этого почетного звания – во-первых, создание условий для совместного пребывания ребенка вместе с матерью, во-вторых – поддерживание естественного вскармливания минимум у 85% всех маленьких пациентов.

Что касается более частных практик, то в нашем центре мы стараемся максимально сократить назначение антибактериальной терапии новорожденным, выбираем наиболее мягкие и прогрессивные методы помощи: акупунктурное воздействие, фитотерапию, последние эффективные методики кинезиологии и физиотерапии.

Над этим трудятся не только неонатологи и педиатры, но и неврологи, физио, окулисты. Психологи, логопеды, подготовленные массажисты и инструкторы по плаванию. Целая команда разноплановых специалистов.

За последние годы число преждевременных родов возросло, или удалось его уменьшить?

Из года в год статистика по недоношенности в Москве остается стабильной. Но сегодня мы можем сделать многое для того, чтобы максимально сохранить здоровье преждевременно рожденного ребенка. К счастью, недоношенность сегодня – это не приговор. При правильном наблюдении и стратегическом подходе, дети, рожденные с экстремально низкой массой тела, с различными патологиями, к школьному возрасту могут уже частично справиться с целым рядом проблем и, например, пойти в общеобразовательный класс.

С чем связан успех или неуспех выхаживания преждевременно рожденного ребенка?

У всех недоношенных разные стартовые возможности. Это очень гетерогенная группа пациентов, не только по весу и росту, но и по тому потенциалу, с которым они входят в жизнь. Многое зависит от конкретной ситуации в родах, от условий внутриутробного существования ребенка. Бывает, что преждевременные роды наступают в ходе вполне благополучной беременности – тогда у ребенка гораздо больше шансов и возможностей. Другое дело, если этим преждевременным родам предшествовало интенсивное сохранение беременности, борьба с различными патологическими состояниями. И хотя стартовые возможности у всех детей разные, наша задача – учесть все эти возможности в каждом конкретном случае и дать каждому ребенку максимальный шанс на полноценную, здоровую жизнь. И здесь успех и неуспех во многом зависит от того, как и кто наблюдает ребенка в первые месяцы и годы жизни. Слаженные, активные действия команды медиков-профессионалов и ответственных родителей существенно увеличивают шансы каждого ребенка.

А в чем, на ваш взгляд, источник успеха вашей медицинской организации? От чего зависит качество ее работы?

Мое твердое убеждение, что успех любой медицинской организации – в первую очередь в людях, в их экспертном подходе и их опыте и единомыслии. Это и составляет школу.

Конечно, и техническое оснащение играет большую роль. Наш центр снабжен современной ультразвуковой аппаратурой, которая необходима, в частности, когда требуется проследить за поведением плода: как он движется, как расположен, как реагирует на те или иные процессы. Такая аппаратура также необходима, чтобы заранее иметь представление о новорожденном и не превышать его возможностей на этапе реабилитации. В отделении реанимации новорожденных мы активно используем аппарат для гипотермии детей, родившихся в асфиксии; здесь же есть возможность быстро сделать ребенку электроэнцефалограмму. Наш центр достаточно оснащен в масштабах не только Москвы, но и всей страны, но с каждым годом возникают новые технологии – и мы стараемся их внедрять.

С какими конкретно проблемами Вам удается справиться, наблюдая недоношенных детей в перинатальном центре?

Одна из основных проблем недоношенного ребенка – риск развития ретинопатии. Эта патология сетчатой оболочки глазного яблока. Часто развивается у малышей, которые после рождения в течение длительного времени находятся на аппарате искусственной вентиляции легких. В нашем центре мы стараемся придерживаться принципов щадящей реанимации, и, если состояние ребенка позволяет, делаем выбор в пользу системы CPAP (прогрессивный метод создания постоянного положительного давления в легких). Эта методика дает хорошие показатели! Статистика показывает, что, хотя частота случаев ретинопатии в нашем центре выше, чем в других больницах Москвы (а это вполне естественно, ведь недоношенные это наш профиль), зато частота тяжелых форм ретинопатии значительно ниже: в среднем по городу это 26,3% случаев, а у нас – 11,4%. Мы показываем стабильное снижение частоты тяжелых форм ретинопатии. Частота такой тяжелой формы ретинопатии, как «плюс»-болезнь, составляет всего 9,5% по сравнению со средним по Москве значением – 24,4%. Соответственно, и частота лазеркоагуляций, сделанных детям с ретинопатией, в нашем перинатальном центре составляет 11,4% (достаточно низкий показатель). Наши пациенты, рожденные на сроке более 32 недель и с массой тела при рождении более 1500 г., чаще не нуждаются в лазеркоагуляции.

Для нас также является большим достижением, что многие наши пациенты, родившиеся с экстремально низкой массой тела и страдающие в дальнейшем от бронхо-легочной дисплазии, не являются кислородозависимыми. Они дышат сами, качество их жизни практически не снижено.

До какого возраста дети могут наблюдаться в вашем центре, как долго могут находиться в каждом отделении?

Никаких жестких рамок и строгих протоколов в этом деле быть не может: каждый случай особый, под каждого ребенка создается свой реабилитационный потенциал, реабилитационный прогноз и, следовательно, своя уникальная программа реабилитации. Подчеркну: двух одинаковых детей не бывает, ни здоровых, ни тем более больных. Что касается возраста пациентов, то, конечно, чем раньше мы начнем оказывать ребенку специализированную помощь, тем лучше. Поскольку центр существует 6 лет, самым взрослым нашим пациентам сейчас не более 7 лет. Многие из них родились с экстремально низкой массой тела, лежали у нас в реанимации – а сейчас посещают наш КДЦ. Наши неврологи, психологи, пульмонологи готовят их к поступлению в общеобразовательную школу.

Известно, что рождение нездорового ребенка – тяжелое испытание для всей семьи. Ведется ли в перинатальном центре работа по поддержанию родителей?

Естественно, в перинатальной медицине основная задача – это комплексная поддержка всей семьи. Начинается эта поддержка с умения врачей правильно говорить с каждым членом семьи. Хороший детский доктор способен спрогнозировать последствия каждого своего слова. Крайне важно, чтобы у «сложного» ребенка были оба родителя. Это одна из актуальных задач наших врачей – сохранить для ребенка команду поддержки в виде полной семьи. Своих докторов, ординаторов и студентов мы учим по-разному говорить с папой и мамой. Например, для мужчины, как правило, ценнее всего факты, поэтому все рекомендации, прогнозы и указания мы переводим в цифру и максимально четкую инструкцию. В разговоре с мамой допускаем больше эмоции, стараемся ее воодушевить, переместить центр тяжести переживаний в продуктивную деятельностную программу. И хотя мы не ведем статистику спасенных семей, но сотрудники нашего центра отлично знают, что такие достижения у нас тоже есть. Как правило, на консультацию, особенно на консилиум, ребенок приходит к нам вместе с папой и мамой.

К счастью, я могу отметить, что буквально на наших глазах вырастает поколение не только любящих, но и умелых, ответственных, любящих родителей – и в этом, в том числе, есть заслуга нашего центра.

Каким образом вы обучаете родителей ухаживать за ребенком?

Объясняем родителям все, что происходит с их ребенком, не оставляем их наедине с голым термином, диагнозом и проблемой – и объясняем все наглядно. Например, выкладываем ребенка на живот, показываем, как он тянется к игрушке, как при этом сгибает руку, как работают его рефлексы. Родителей необходимо обучить тому, как обращаться с их детьми, какие им нужны упражнения, процедуры. Ведь при помощи правильных пассивных движений, укладок мы можем избавить ребенка от целого ряда медикаментов, стимулировать его правильное физическое развитие. И более того: нет лекарств, которые могли бы заменить движения, массажи, ритмическое втирания масел. Обычно мы спокойны за детей, которых выписываем из нашего отделения реабилитации, потому что их матери все время были рядом, они успели вооружиться базовыми знаниями и навыками развивающего ухода. Мы можем быть уверены, что эти мамы смогут правильно ухаживать за своими детьми.

Наверное, чтобы эффективно взаимодействовать с пациентами, необходимо вести общественную работу, пропаганду.

Очень хорошо себя показывает практика проведения специальных праздников. Их в нашем перинатальном центре несколько: праздник матери, неделя грудного вскармливания, международный день защиты детей. Например, вы знаете, что 17 ноября в России – это официально признанный День преждевременно родившегося ребенка? В этот день в нашем центре традиционно проводятся специальные мероприятия, праздники для детей, полезные лекции, консультации для родителей, а также и медицинские консилиумы ряда профессоров РНИМУ им. Пирогова. Одновременно, наши студенты-волонтеры обязательно готовят концерт для родителей и для маленьких пациентов. Теперь мы хорошо знаем, что наиболее чувствительны недоношенные дети именно к скрипичной музыке, и наш маэстро Игорь Иванович Коверный который год для них играет. Совместное исполнение гимна нашего учреждения «Пусть всегда будет мама» силами студентов, докторов и родителей, олицетворяет единение всех воимя будущей благоприятной жизни.

И 1 июня, в день защиты детей, мы тоже стараемся встречаться с населением и как можно больше рассказывать о здоровье детей, о том, что могут сделать родители для того, чтобы их дети с наименьшими потерями пережили сложности первых дней жизни.

С 1997 года в Москве функционирует фонд «Живительная капля», который имеет девиз – «Здоровый ребенок семье, здоровый ребенок Москве, здоровый ребенок России, здоровый ребенок всему миру». Фонд успешно сотрудничает с нашим центром и в том числе очень помогает в организации праздников.

Перинатальный центр является университетской клиникой отделения госпитальной педиатрии РНИМУ им. Пирогова – то есть, это еще и кузница кадров. Расскажите, пожалуйста, как студент-медик становится врачом-неонатологом?

Наш педиатрический факультет предоставляет уникальные возможности для получения профессии врача-педиатра. Везде в мире студенты-медики начинают изучать специальные «детские» дисциплины уже на постдипломном уровне, тогда как у нас буквально с первого года обучения студенты изучают общую хирургию – и вместе с ней детскую хирургию, общую анатомию – и анатомию ребенка, и так практически по всем. Пропедевтику внутренних болезней – и пропедевтику детских болезней.

Да, предметов надо изучать больше, учиться сложнее, сдавать труднее – зато очень быстро мы получаем специалистов с настоящим широко панорамным мышлением. Неудивительно, что очень многие иностранные студенты приезжают к нам, чтобы учиться на педиатров, а сегодня многие российские выпускники педиатрического факультета успешно трудятся в Европе.

Перед нами стоит непростая задача: чтобы воспитать хорошего детского врача, требуется сначала воспитать человека, и это в отсутствие пионерского движения и каких-либо других устойчивых государственных воспитательных систем. И только из настоящего человека можно сделать врача, оказывающего помощь детям.

У нас почти все студенты с первого курса участвуют в волонтерском движении, посещают кружки, специальные мероприятия. Кроме того, студенты нашего отделения полноправно участвуют в лечебном процессе: здесь никогда студенту или ординатору не скажут: «уйди, ты мешаешь». Таком образом, мы еще и учреждение доброжелательного отношения к студентам! Именно здесь готовятся профессиональные кадры, готовится наша смена.

Наверное, большую роль здесь играют преподаватели?

Люди, которые лечат детей – особая категория людей. В них практически всегда есть лидерский потенциал: ведь очень часто врачу-перинатологу приходится сплотить вокруг себя команду узких специалистов, наблюдающих маленького пациента, сплотить семью в общем деле укрепления здоровья ребенка. Иногда приходится и спросить с родителей: как вы работаете с ребенком, как выполняете указания, что вам мешает, почему не добились планируемых результатов? Со временем студенты перенимают качества наставников и сами становятся харизматическими лидерами. Бесспорно, это делает процесс лечения и реабилитации более успешным.

Кроме того, хороший детский врач – хороший аналитик. Он умеет оперировать большими массивами знаний, прогнозировать, экстраполировать, разрабатывать стратегию для каждого случая, для каждого отдельного пациента. В нашем деле индивидуальный подход необходим как воздух.

Наверное, не каждый студент справляется с таким объемом требований?

Если на нашем факультете оказывается студент, которому эти задачи не по силам, это довольно быстро становится ясно и нам, и самому студенту. Он может перевестись на другие факультеты – а вот с лечебного на педиатрический, к примеру, перевестись сложнее, особенно если вы уже «упустили» специальные «детские» дисциплины.

Важно, что у нас есть и такие студенты, которые неутомимы и упорны, готовы дневать и ночевать на факультете и в клиниках. Они сразу активно включаются в научное сообщество, уделяют много внимания практике, дежурствам, и в итоге по окончанию института некоторые из них имеют по нескольку научных работ в уважаемых специализированных журналах. На таких молодых специалистах и будет держаться наша профессия.

Вход в систему

Чтобы оставлять комментарии, Вам
необходимо войти в личный кабинет.

Расширенное меню

Отзыв о работе сайта

Отзывы собираются анонимно и предназначены для поиска ошибок на сайте. Ответы на отзывы не предусмотрены.

Для обращения в Департамент здравоохранения:
http://dzdrav.mos.ru/contacts/reception/

Спасибо!