Переболели COVID-19? Сдайте плазму
5 апр. 2021 г.

Цифровая поликлиника: как технологии помогают врачам и пациентам

Пациенты могут записаться на прием онлайн и передать жалобы через чат-бот, а врачи — получить рекомендации искусственного интеллекта при постановке диагноза и выборе диагностических процедур. Какие еще сервисы оптимизируют работу врачей — в материале mos.ru.

Московские поликлиники все больше становятся цифровыми. Врачам на приеме и во время диагностики помогает искусственный интеллект, а пациенты могут в любой момент заглянуть в медкарту и увидеть результаты обследований. Успехи столичного здравоохранения неоднократно отмечали международные эксперты, последним достижением стал выход Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) в финал международной премии WSIS Prizes 2021 года.

О чем можно рассказать чат-боту и как искусственный интеллект помогает врачам и пациентам — в материале mos.ru.

Онлайн-запись и чат-бот

Цифровые технологии используют уже на этапе записи к врачу. Москвичи, прикрепленные к одной из городских поликлиник, могут запланировать визит к терапевту, врачу общей практики, хирургу, офтальмологу и к другим специалистам. Для посещения узких специалистов необходимо направление терапевта или врача общей практики.

«Можно не только записаться, но и изменить время приема или отказаться от записи. На это освободившееся место может записаться другой пациент. В итоге значительно сократился наплыв пациентов, которые раньше приходили в поликлинику только для того, чтобы записаться», — уточнила Ольга Колесникова, заместитель главного врача по медицинской части поликлиники № 218.

Уже 72 процента пациентов пользуются онлайн-каналами записи на прием. Это экономит время москвичей и позволяет медицинским организациям управлять ресурсами и планировать расписание специалистов. Записаться к врачу можно в мобильных приложениях «ЕМИАС.ИНФО», «Госуслуги Москвы», «Моя Москва», на порталах mos.ru и «ЕМИАС.ИНФО», а также позвонив в кол-центр по номеру: +7 (495) 539-30-00.

В самом начале приема, еще до разговора с пациентом, врач узнает, с какими жалобами он пришел. В этом медикам помогает чат-бот, созданный на основе искусственного интеллекта. Пациенту перед посещением поликлиники приходит СМС и пуш-уведомление со ссылкой на форму опроса. Можно описать жалобы в свободной форме, а затем ответить на вопросы алгоритма. Собранные жалобы автоматически передаются в ЕМИАС, их врач увидит в протоколе осмотра и сможет при необходимости скорректировать на приеме. Благодаря предварительному опросу у врача остается больше времени на осмотр пациента.

«На приеме врач видит в системе два окна. В одном — жалобы, собранные чат-ботом, второе предназначено для заметок доктора. Во время беседы с пациентом врач либо подтверждает, либо корректирует информацию, — рассказала Ольга Колесникова. — Правильно собрать анамнез — достаточно трудоемкий процесс, при серьезных диагнозах на это может уйти до половины времени приема. Вопросы чат-бота побуждают пациента подумать, вспомнить и проанализировать симптомы, о которых затем можно рассказать врачу».

Помощь в принятии решений

Не обходится без новых технологий и сам прием. Врачам помогает система поддержки принятия решений. Опираясь на жалобы пациента, инструмент на основе искусственного интеллекта подбирает три наиболее вероятных диагноза. Врач может либо согласиться с этим, либо назначить другой. Затем система предлагает комплекс исследований и дополнительные консультации профильных специалистов, которые необходимы для подтверждения диагноза. Назначения сформированы пакетами, что значительно экономит время на приеме.

«Если пациент пришел в первый раз или давно не был на приеме, то удобно практически одним кликом назначить все обследования для полной диагностики. Так исключается влияние человеческого фактора, ведь система подсказывает, какие исследования нужно сделать. Например, ряд обследований при определенных диагнозах нужно проводить ежегодно», — пояснила Наталья Шиндряева, главный врач поликлиники № 2.

Соглашаться с предложенными вариантами диагноза или нет, решает только врач. За полгода использования сервиса медики поставили уже более миллиона предварительных диагнозов.

«Технологии используются, чтобы максимально освободить время врача для работы с пациентом. Именно общение с пациентом — ключевой фактор в правильной постановке диагноза и назначении лечения, — добавила Наталья Шиндряева. — В целом мы настолько продвинулись в использовании информационных технологий, что без ЕМИАС мы практически себя не видим. Такие сервисы минимизируют ошибки в диагностике и помогают молодым докторам».

Подсказки от компьютера

В единый радиологический информационный сервис (ЕРИС) — городское облачное хранилище медицинских изображений — ежедневно загружаются снимки с 1300 цифровых диагностических устройств в медучреждениях Москвы.

Полученные снимки рентгенологи могут описывать удаленно, а если нужна помощь опытного специалиста, то можно обратиться к экспертам Московского референс-центра лучевой диагностики. Это первый городской телерадиологический центр, в который входят ведущие врачи-рентгенологи, кандидаты и доктора медицинских наук, члены международных ассоциаций.

В анализе снимков врачам помогают технологии компьютерного зрения на базе искусственного интеллекта. Алгоритмы отмечают цветовыми подсказками области возможных патологий и сортируют снимки. Первыми к рентгенологам поступают исследования пациентов, которым медицинская помощь нужна быстрее. Ежедневно сервисы обрабатывают тысячи маммограмм, КТ- и НДКТ-исследований, рентгеновских снимков. Технология повышает точность исследований и ускоряет работу врачей. Также растет процент диагностирования заболеваний на ранних стадиях. Но какими бы умными ни были технологии, последнее слово все равно остается за врачом.

«ИИ-сервисы с использованием технологий компьютерного зрения обладают достаточной чувствительностью и способны определить патологию на той стадии, когда человеческому глазу это еще недоступно. Сервис полезен при большом потоке пациентов, например, при диспансеризации или скрининговых программах, также в условиях пандемии. При таком использовании возрастает число раннего выявления заболевания, что в свою очередь влияет на эффективность и положительный результат лечения. Тем не менее сегодня технология служит только первым мнением, второе и главное — остается за врачом», — рассказала Ольга Омелянская, руководитель отдела координации научной деятельности Центра диагностики и телемедицины.

Описывать снимки и вводить данные в систему медики могут с помощью технологии распознавания речи. Нужна только традиционная гарнитура (комплект из наушников и микрофона) или специальные микрофоны-пульты. Система голосового ввода распознает обычную речь и медицинские термины, адаптируется к произношению каждого врача и может пополнять словарь. Такой метод описания снимков быстрее ручного на 20 процентов. Сразу после заполнения протокола пациент и лечащий врач получают заключение по исследованию в электронной медкарте.

История болезни под рукой

Всю историю болезни можно увидеть в электронной медицинской карте на портале mos.ru и в мобильном приложении «ЕМИАС.ИНФО». Доступ к сервису уже оформили почти два миллиона человек. С любого устройства можно посмотреть протоколы осмотров врачей, результаты лабораторных и инструментальных исследований, выписанные эпикризы из стационара, больничные листы, выписанные рецепты, данные о прививках и вызовах скорой помощи. Раньше для этого нужно было обращаться в медучреждения. За год работы к электронной медкарте горожане обратились более 24 миллионов раз.

Кроме того, в свою медкарту москвичи могут загружать документы, вносить информацию о личном и семейном анамнезе или вести дневник здоровья. Эта информация доступна лечащему врачу, что повышает качество оказания медпомощи. Также электронную карту можно использовать, если пациент решит обратиться в медицинские учреждения, неподведомственные Департаменту здравоохранения города Москвы.

Сейчас в поликлиниках переходят на ведение медицинских документов только в электронном виде без дублирования на бумаге. В апреле эксперимент проведут в двух детских поликлиниках, а с октября — и в других. По итогам примут решение о внедрении проекта во взрослых поликлиниках.

«Пока врачи параллельно ведут документы как на бумаге, так и в электронном виде. В поликлиниках продолжают распечатывать электронные варианты и вклеивать их в амбулаторные карты. Остаются и журналы, которые нужно вести в бумажном виде. Но Москва целенаправленно двигается к тому, чтобы избавить врача от большого объема бумажной работы, которую можно было бы делать автоматически», — сказал Павел Гуляев, главный врач диагностического центра № 5, доктор медицинских наук.

Кроме того, с февраля в столице можно купить лекарства без бумажного бланка — по электронному рецепту. Для этого достаточно показать фармацевту электронный рецепт с QR-кодом на экране мобильного устройства или полис ОМС, если рецепт льготный. Электронный рецепт невозможно потерять, подделать и многократно использовать.

Электронные рецепты с QR-кодом обслуживают во всех аптеках, подведомственных Департаменту здравоохранения столицы, а также в ряде коммерческих аптечных сетей. При этом список действующих и обслуженных электронных рецептов, а также их QR-коды доступны горожанам в электронной медицинской карте на портале mos.ru и в мобильном приложении «ЕМИАС.ИНФО».

Электронные рецепты московские медики выписывают с 2014 года. При этом до февраля текущего года каждый рецепт создавался в ЕМИАС и распечатывался в бумажном виде. Теперь бумажный бланк не требуется, фармацевт может получить детальную информацию о назначенных препаратах из базы данных ЕМИАС после считывания QR-кода электронного рецепта с экрана телефона. Это можно сделать гораздо быстрее, чем выписывать рецепт от руки, а повторные назначения и вовсе оформляются в один клик. Рецепт можно получить и на бумажном бланке. Это важно тем, кто пока не готов пользоваться электронными назначениями, хочет купить лекарства в аптеке, которая не подключена к системе.

«Есть определенная настороженность по отношению ко всему новому, но это логично. Часть пациентов предпочитают бумажный рецепт в руках, но люди уже начинают понимать преимущества, поэтому стараются перейти на электронный вариант. Нужно больше доверять электронному здравоохранению, потому что за этим будущее», — уверен Павел Гуляев.

Источник: mos.ru
Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Принимайте участие в мероприятиях, событиях и акциях.

Все события