21 авг. 2019 г.

Медицина без боли: На конференции московского сестринского сообщества говорили о роли медсестры в преодолении болевого синдрома

15 августа после летнего перерыва открылся новый сезон научно-практических конференций медицинских сестер Москвы. На этот раз встреча была организована под эгидой Союза медицинских сестер «Столичное сестринское сообщество» (союз был основан 24 июля 2019 года, и возглавила его Татьяна Викторовна Амплеева). Начали с самой горячей и значимой для всех темы – боль и борьба с болевым синдромом в буднях московских медсестер.

Снова а конференц-зале ГКБ им. В.М. Буянова аншлаг: опоздавшие привычно устроились на подушках. Что поделаешь, если нас так много и всем хочется послушать актуальные доклады? В президиуме – бессменные эксперты: главный внештатный специалист ДЗМ по сестринской деятельности Татьяна Викторовна Амплеева, главврач ГКБ им. Буянова Александр Викторович Саликов, президент региональной общественной организации медицинских сестер Ирина Геннадьевна Калинина.

Первым выступил с докладом врач-невролог, заведующий дневным стационаром ГКБ им. Буянова Максим Владимирович Глебов. Он обратил внимание сестер на то, что хронические боли и депрессия – как две стороны одной медали: очень часто идут бок о бок.

- Обратите внимание, в определении боли сказано, что это эмоциональное ощущение, связанное в том числе с потенциальным повреждением живых тканей. То есть, пациент с болями испытывает серьезное эмоциональное напряжение. Примерно 33% работающего населения планеты живет с хроническими болями – а значит, им грозит депрессия или они уже от нее страдают. Боль – это удар по мировой экономике и социальной жизни.

Какие виды боли занимают первое место по негативным последствиям – дезадаптации и снижению качества жизни? Это боли в спине, мигрени, боли в шее. У 5% людей, страдающих от депрессии, зафиксированы различные виды хронических болей.

- Человек, который помимо боли имеет депрессивные нарушения, хуже отвечает на лечение, у него чаще появляются новые жалобы, отсюда больше визитов к врачу, больше обследований, больше вероятность хронизации боли. Врач видит, что пациент не поправляется, думает, что он чего-то не замечает, начинает искать больше и больше. А причина, возможно, носит психоэмоциональный характер.

Итак, необходимо помнить, что у боли есть три компонента: биологический (анатомическая основа), социальный (неудовлетворенность работой, жизнью, «болевой» тип личности), психологический компонент – повышенная тревожность, стресс, депрессия. Что делать? Вовремя привлекать к лечению психологов, врачей ЛФК, а если нужно – и психиатров.

В заключении докладчик упомянул, что В Ливерпульском институте боли, где занимаются исключительно проблемами обезболивания, роль медицинской сестры намного важнее и обширнее, чем в России: фактически, с ней пациент ведет почти всю коммуникацию. Медсестра занимается подбором опеоидов, назначает визиты, следит за работой нейростимулятора.

- Мы идем к тому, чтобы наша московская медсестра тоже выполняла роль координатора пациентов и связующим звеном, - ответила на это Татьяна Амплеева, - В этой работе нам нужна огромная поддержка врачей. Если вы нам позволите перенять функционал, который мы можем на себя забрать, у нас все получится.

Важнейшую тему послеоперационной аналгезии затронула медсестра-анестезист ГКБ им. Н.Э. Баумана Наталья Александровна Понеделкова. Послеоперационная боль – это не то, с чем в наш век можно смириться и терпеть. Медицина находится на достаточном уровне для того, чтобы никому не пришлось страдать от сильной боли после операции – однако исследования показывают, что до 70% клиник не обеспечивает должной аналгезии. Зачастую даже в общие палаты пациент переводится с сильной болью.

Что мешает? В первую очередь – настрой. Нужно понимать, что вовремя купированная боль избавит и пациента, и медработников от ряда проблем в послеоперационный период. Экономически гораздо выгоднее быстро ответить на жалобу, чем после этого долгие годы лечить хронические боли и депрессии.

Как лучше всего обезболить? Базисная терапия – нестероидные НПВС с парацетамолом, плюс управляемая седация, плюс местная анестезия (чаще всего - ропивакаином). Уместно использовать два или более анальгетиков с различными механизмами действия. Еще до оперативного вмешательства проводим предупреждающие аналгезии, даем себе установку: пациент должен проснуться после операции без боли.

Некоторые докладчики поделились опытом работы в специализированных службах по борьбе с болью, открытых на базе многопрофильных стационаров. Операционная медсестра ГКБ им. С.С. Юдина Ирина Анатольевна Линчанская рассказала о том, как работает служба лечения боли – специализированное отделение, созданное в ГКБ в ноябре 2017 года. У отделения нет своего фонда коек, в нем числятся всего два человека – врач и медсестра, но их работа улучшает жизнь пациентам каждый день. проведено более тысячи консультаций и более 800 различных вмешательств для борьбы с болью. среди них – ювелирные хирургические работы, например, введение катетера для введения анальгетика в плечевое сплетение (в шаге от сонной артерии!) для купирования боли при комплексном регионарном болевом синдроме. После купирования боли пациент смог пройти реабилитацию.

Российские медики располагают обширным арсеналом методов купирования боли. В ГКБ Юдина используется более 30 методик, все они выполняются с навигацией – УЗИ или рентген-навигации. Это значит, что медсестра работает еще и рентген-лаборантом, контролирует операцию, выставляет дугу, настраивает аппаратуру.

В службе боли ГКБ им. С.С. Юдина большую часть времени именно медсестра общается с пациентом. Она выполняет всю работу, которую на Западе делает администратор: звонит, спрашивает о самочувствии, беседует, назначает следующие визиты к врачу. если речь идет о боли, медсестра обязана уметь работать со шкалами боли – как цветовой, так и шкалой лиц.

«Прошлое, настоящее и взгляд в будущее наркотической службы» - с таким докладом выступила медицинская сестра централизованной наркологической службы ГКБ им. В.П. Демихова Анна Александровна Горбатова. Централизованная наркотическая служба – молодое отделение, но оно уже позволило больнице работать более эффективно и рентабельно. Уменьшился объем отчетной и учетной документации, снижена нагрузка на медсестер, сотрудникам, которым постоянно нужен доступ к наркотическим препаратам, стало в два раза меньше. Отделение представляет собой всего два помещения – кабинет старшей сестры и постовой кабинет, где хранится суточный запас наркотических веществ. Простое и красивое управленческое решение позволило всерьез заняться проблемой послеоперационных болей: Анна Горбатова подтвердила слова других докладчиков о том, что в 2000-е годы примерно три четверти пациентов страдали от сильных болей после хирургического вмешательства.

Врач травматолог-ортопед и вертебролог Степан Петрович Балашов поведал собравшимся о том, как сегодня лечат боль в спине. До 100% пациентов в зрелом возрасте испытывают боли в спине – по большей части в поясничном отделе. Причины весьма разнообразны: протрузии, сужения канала, деформации, опухоли. Важно понимать, что далеко не всегда боли лечатся хирургическим путем, однако малоинвазивные хирургические вмешательства позволяют пусть не вылечить причину, но избавить пациента от страданий.

Главное, что стоит запомнить всем медицинским сестрам: острой болью мы считаем только ту, которая длится менее 3 месяцев. Эту боль пациент воспринимает как тревожный сигнал, боль выступает в роли защитника. Пациент испытывает беспокойство и обращается к врачу. Однако если острую боль не удалось победить, далее у пациента появляется совсем другое отношение к боли: беспомощность, страх, обиду на мир, раздражение и злость – и это автоматически приводит к новым жалобам и снижению качества жизни.

Затем наступает этап принятия боли, признания своей нетрудоспособности, пациент опускает руки. Лечить его на этом этапе – крайне сложная и кропотливая задача. поэтому в наших интересах не доводить до этого состояния, не подозревать пациента в том, что он придумывает себе боль или нарочно морочит нам голову. Просто давайте будем учитывать эмоциональный фон пациента, грамотно выстраивать с ним коммуникацию, уделять внимание его боли и делать все возможное, чтобы с ней справиться как можно раньше.