Круглосуточная линия по вопросам COVID-19 8(499) 251-83-00 (в том числе по выплатам стимулирующего характера)
Капитальный ремонт

Будущее московских поликлиник: о кадрах, цифровых технологиях и новых подходах к профилактике

Одна из самых острых тем Ассамблеи-2020 – дальнейшее развитие первичной медико-санитарной помощи. Реконструкция и капитальный ремонт поликлиник – только внешняя сторона проблемы, но впереди у нас обновление функций, задач, уклада амбулаторно-поликлинического звена. О том, какой будет новая московская поликлиника, рассказал руководитель Департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун.

Нет сомнения, что для значительного повышения качества медицинской помощи нужно параллельно развивать и стационарное, и амбулаторно-клиническое направление. Однако в последнее время во всем мире стали больше внимания уделять именно амбулаторному звену. И вот почему:

- В России ежегодно на клиническую койку госпитализируется чуть больше двух миллионов человек в год, а в поликлинику за помощью приходят сто миллионов, - рассказывает Алексей Иванович, - При этом двадцать-тридцать процентов всех пациентов, получавших помощь в стационаре, могли бы при соответствующих условиях точно такую же помощь получать в поликлинике.

Мы идем к тому, чтобы дать поликлиникам больше рутинных задач. Но готовы ли мы перераспределить ресурсы? Долгое время амбулаторно-поликлиническое звено играло роль «пасынка» в здравоохранении, по меткому выражению мэра Москвы Сергея Собянина. Теперь ситуация должна измениться.

- Сейчас по финансированию расстановка между московскими стационарами и поликлиниками примерно 60 на 40, и стационары уверенно побеждают поликлиники по оснащению и уровню. Мы считаем своим приоритетом стандартизацию амбулаторно-поликлинической помощи в Москве.

Каковы компоненты этой амбициозной цели?

Кадровое обеспечение. В московский поликлинический стандарт включен состав специалистов первого уровня оказания помощи (не менее восьми самых востребованных). Необходимо закрыть дефицит ценных специальностей. Ключевой вопрос – непрерывное обучение и повышение квалификации. Работают Московский кадровый центр, Школа профессионального роста для студентов-медиков, где за стипендию молодых врачей обучают в том числе и на рабочем месте в поликлинике. Продумывается новый подход к сертификации специалистов.

Доступная диагностика. Сейчас в ряде московских поликлиник необходимо обновлять диагностическую аппаратуру, менять на более актуальную. В каждом филиале поликлиники должны быть маммограф, аппарат УЗИ, аппарат функциональной диагностики. На втором уровне – обязательные КТ, МРТ, кроме того, вся имеющаяся техника должна быть включена в единую сеть, чтобы накапливать цифровые данные и связывать разных специалистов, которые наблюдают пациента.

Комфортное и современное пространство. Поликлинике нужны новые правила зонирования, чтобы в ней было удобно ориентироваться и перемещаться из кабинета в кабинет во время диспансеризации.

- Мы уже знаем, как простроить новую логистику и создать в поликлиниках комфортные условия для врача и пациента.

Обновление помещений – задача благая, но сопряжена с колоссальными трудностями: придется высвободить 50 зданий действующих поликлиник, а всем пациентам обеспечить надлежащий сервис на время реконструкции. Всего в Москве в ближайшие три года будут реконструированы 135 зданий, относящихся к амбулаторно-поликлиническому звену.

Но все это – только изменения «верхнего уровня», наиболее заметные и очевидные. Речь идет о том, чтобы сделать поликлинику для того самого «пациента 2.0», для современного горожанина.

Профилактика. Главный вопрос – как вдохновить москвичей на сотрудничество и активное участие в собственном здоровье? По мнению Алексея Хрипуна, путь к новой медицине лежит через профилактику и диспансеризацию.

- Мы все знаем высказывание Семашко о том, что заболевание легче предупредить, чем вылечить, - напомнил глава департамента, - но в настоящий момент сама структура, сервис, принципы, технология диспансеризации не привлекают москвичей к заботе о своем здоровье. Мы сделаем так, чтобы диспансеризация в Москве была умной и удобной. Это и возможность коммуникации с помощью смс, push-уведомлений, электронных рассылок. Пациент должен иметь возможность дистанционно записаться на все мероприятия в павильонах. Мы введем систему дистанционного анкетирования с автоматической обработкой результатов, чтобы пациент мог получать «зеленый коридор» на ту или иную запись.

В этом году профилактические осмотры и диспансеризации уже стали ближе к москвичам: летом 430 с лишним тысяч граждан прошли осмотры в павильонах «Здоровая Москва» - в городских парках и скверах. Полный набор тестовых исследований и, при необходимости, запись онлайн для дообследования – в режиме «одного окна», по пути на работу или во время воскресной прогулки.

- Мы добились массового участия москвичей в мероприятии, привлекли самый ценный и трудный сегмент – трудоспособное население Москвы, - отметил Хрипун, - Обычно две трети работающих граждан не находят возможности пройти профосмотр.

Цифровизация. За минувший год город «откатал» на практике многие технологии: многоканальную систему уведомлений, принцип «одного окна», на портале московский госуслуг открыт доступ к медицинской карте пациента, данные лабораторных исследований по желанию пациента приходят к нему на электронную почту.

Работа с особыми группами населения. В Москве действует проект по медицинскому ведению хронических пациентов с коморбидными состояниями (это по большей части пожилые и маломобильные граждане). В проекте задействованы около 400 врачей и столько же медсестер, причем отбор на эти позиции ведется в соответствии с требованиями к квалификации; все медицинские работники получают за участие в проекте соответствующее материальное вознаграждение.

А какова долгосрочная перспектива? Объединение поликлиник и стационаров в единую прозрачную сеть, сглаживание «швов» при маршрутизации пациента. Через 1,5 – 2 года у нас будет интегрированная система, куда войдут и поликлиники, и стационары, и между ними выстроится адекватная цифровая система обмена данными. Пилотной площадкой для отлаживания всех управленческих и технологических процессов стала зеленоградская больница – ГКБ им. М.П. Кончаловского и примыкающая поликлиника.

Ведущий круглого стола, доктор медицинских наук, президент АО «Медицина» Григорий Ройтберг назвал задачи, поставленные городом, потрясающими по масштабам и амбициозности. Для всех программ разработаны дедлайны и целевые показатели, контрольный замер можно будет делать через полтора-два года.

Далее с докладом выступила Екатерина Шапочка, партнер PwC в России. По ее словам, первичное звено должно иметь возможность взять на себя все больше задач, которые раньше решались лишь в стационаре. Малоинвазивная хирургия, широкий круг обследований, реабилитация и другие услуги постепенно выходят из стационара, а приходят не только в поликлинику, а и домой к пациенту, и на работу, и на улицы города. Пациент сам начинает брать на себя мелкие медицинские операции. Следует также подумать о том, по какой модели будет организована помощь пациентам на местах. Обычно это комбинация социальной и медицинской помощи, далее, в зависимости от опыта и задач, определяется доля участия медицины. Например, в Австралии она минимальна, а в США – очень велика, к тому же основным координатором деятельности оказывается врач общей практики. Он помогает регулировать социальные службы и страховые компании, наблюдает за здоровьем пациента, налаживает маршрутизацию и разрабатывает стратегию помощи.

Британский медик, ученый и эксперт здравоохранения Крис Борн поведал о том, как британскому правительству удается тратить на здравоохранение в 2 раза меньше денег, чем США, и при этом добиваться прекрасных показателей. Главное – сделать так, чтобы пациенты действительно пользовались всем, что для них делается. Проблема лежит в области не столько технологий, сколько доверия. Ну а лицо здравоохранения, с которым в первый момент имеют дело пациенты – врач общей практики, и он должен быть высоким профессионалом. Пусть врачи общей практики не жалеют времени на беседу, объяснение, озвучивание аргументов в пользу вакцинации, профилактики, ведения здорового образа жизни. он же может внушить пациенту доверие сайту, новому цифровому сервису, услуге, технологии.

Молодым пациентам особенно ценен доступ к мобильным приложениям и возможность связаться с врачом моментально: терапевты ведут консультации легально, в рамках своей повседневной работы. Это выстраивает долгосрочную коммуникацию с пациентом и гарантирует высокий результат лечения. Терапевт – не просто шлюз, пункт между пациентом и специалистом, а медицинская элита, домашний доктор, советник, полномочный представитель здравоохранения в данном конкретном медицинском случае.

Естественно, при таком подходе и система оплаты труда врачей несколько изменилась. Пока у британцев есть проблемы с тем, как измерить ценность совершенного медицинского вмешательства, но точно нельзя решать эту задачу количественно. Комплексный, пакетный подход – это будущее.

Примерно такой же подход к роли терапевта, работающего в сфере первичной медико-санитарной помощи, говорил другой зарубежный эксперт, топ-менеджер Kaiser Permanente Мартин Гилберт:

- Я не посещал вашу поликлинику, но уверен, что пациенты идут потоком один за другим, а система, принятая в компании «Кайзер», предусматривает совсем другие рабочие будни у терапевта. Врач тратит на каждого пациента по 30-40 минут, большую часть времени ведет беседу, формулирует запросы, разрабатывает стратегию и маршрутизацию. Виртуальная беседа с пациентами продолжается в течение всего дня, еще 20% времени у врача уходит на анализ данных, мониторинг пациентов: кто приходит на следующей неделе, не нужен ли кому рентген, какие таргетные обследования показаны конкретному пациенту... Сам по себе прием в кабинете отнимает меньшую часть времени. Никто не отправляет пациента без необходимости на консультации в другие кабинеты, к узким специалистам: консультируются сами терапевты, имея открытую базу данных с многочисленными анализами и снимками.

На это ответила заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Семенова. По ее мнению, в московской медицине все продолжают решать кадры:

- Если не будет системы непрерывного образования врачей, вся эта грандиозная схема не сработает.

Причем, вопрос стоит не только о враче 2.0, а и о каждом медицинском работнике, и о социальных работниках, которые имеют дело с больными. Главное: врачей должно быть много! Каждый врач сейчас осознает, что у него нет возможности отводить 35% своего рабочего времени на прямой контакт с пациентом.

Как мы обучаем наших врачей? на портале непрерывного медицинского образования зарегистрировано 74 тысячи московских специалистов, из них 34 тысячи – активные пользователи. Их учеба не сводится к набору баллов: это навыки, как профессиональные, так и общие, виртуальная реальность, кейсы, модули, тесты, скрининги собственных компетенций. Целый мир бесплатного современного образовательного контента – только знай себе учись!

- Москва – особый регион, очень масштабный, передовой, здесь располагается ведомственная, федеральная, частная медицина, закрытые сегменты – все представлено на рынке медицинских услуг. Москва впереди – а москвичи все равно недовольны. К сожалению, мы не достигнем того, чтобы пациенты смотрели на ситуацию глазами врача, но можно дать им понять, что происходит в сфере городской медицины.

Фотографии:

Спецпроекты

Принимайте участие в специальных проектах Департамента здравоохранения города Москвы.